Заемщик МСБ пришел за кредитом:
что должно насторожить
сразу?

И почему у некоторых
принято не отдавать
долги

Posted by Ekaterina on August 24, 2021

Бизнес сомнительных людей кредитовать нельзя. Это прописная истина, но банки упускают ее из вида и не задаются вопросом: что за человек стоит за бизнесом? Как правило, в методологии банков владельцу уделяется 2-3 строчки: место рождения, образование – и все. Максимум – запрашивается кредитная история в НБКИ.

Но именно владелец и юридический учредитель должен быть проверен на предмет того, какие у него были раньше компании, где он “засветился” в ЕГРЮЛ, не было ли банкротств, является ли он реальным собственником.

Мы должны знать бенефициара не только для ЦБ, но и для себя. Поэтому обращайте внимание на любой негатив, связанный с его компетентностью и моральными качествами. Бывает даже, что он оказывается выходцем из какой-нибудь секты, в которой невозврат долга – норма.

Все это отлично видно по ЕГРЮЛ. “Проваливаешься” в данные человека – и видишь, что в своем регионе это крупный “деятель” негативного характера. Если бизнес мелкий, хорошо работает и поиск по соцсетям. Как правило, владельцы компаний с выручкой до 800 миллионов активно публичны. Посмотрите, что они высказывают в неформальной обстановке, нет ли там проявлений ненависти или экстремизма.

Владельцы среднего бизнеса, наоборот, чаще всего не публичны. Здесь на первое место выходят другие критерии. Если в малом бизнесе нас больше волнуют порядочность, адекватность и нормальность собственника (и конечно, его финансовые показатели), то в среднем бизнесе важен прежде всего его профессионализм.

Компании с выручкой от 800 миллионов до 2 миллиардов, чтобы удержаться на плаву, нужно быть незаменимой в экономической цепочке от поставщиков к покупателям. Она должна занимать свое прочное место. А это достигается только профессионализмом владельца.

Поговорите с владельцем, чтобы понять, разбирается ли он в своем бизнесе. Погрузитесь в детали его производственной деятельности, поспрашивайте об оборудовании, которое он использует, на экспертном уровне.

Это требует сильных компетенций от аналитика и топ-менеджмента. Но это окупается: мы понимаем, что перед нами человек, который в бизнесе не случайно.